Разница между «құда түсу» и «құдалық»
В день құда түсу делегация жениха во главе с бас құда (главным сватом) прибывает к родителям невесты. Обычно она состоит из нечётного числа людей — 5 или 7. Встреча проходит торжественно, с домброй, песнями, шашу (осыпанием гостей конфетами и монетами). Гостей сажают за дастархан, угощают. Затем в шутливой форме спрашивают о цели визита, и бас құда красиво рассказывает о намерениях жениха и роде его семьи.
Когда отец невесты даёт согласие, подают блюдо құйрық-бауыр — варёную печень и курдючный жир. Этот момент скрепляет договор словами: «Күйеу — жүз жылдық, құда — мың жылдық» («Жених — на сто лет, сваты — на тысячу»), подчеркивая глубину и долгосрочность союзов между родами.
Отцы жениха и невесты называются бауыздау құда, родные — құдалар, жених — күйеу, невеста — қалыңдық. Сватовство закрепляется обрядом төс қақтыру — крепким объятием и благопожеланиями.
Отцы жениха и невесты называются бауыздау құда, родные — құдалар, жених — күйеу, невеста — қалыңдық. Сватовство закрепляется обрядом төс қақтыру — крепким объятием и благопожеланиями.
Часто эти понятия путают, но они не идентичны. Құда түсу — это сватовство, встреча сватов, проходящая в доме родителей невесты. Құдалық — это расширенное знакомство двух родов, близких родственников жениха и невесты.
Оспанова Бақыт Ахметкалиқызы
Автор книг о казахских народных традициях, общественный деятель
Книга «Қош келдің, Әз-Наурыз!», гран-при «Международной Евразийской книжной выставки-2023» г.Астана и 1 место Международной книжной выставки стран СНГ «Искусство книги-2023», г.Москва.